Мемуари
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ ИЛЬИЧЕ АХИЕЗЕРЕ

Ю.А. Бережной

Харьковский национальный университет им.В.Н.Каразина
E-mail:  berezhnoy@pem.concom.kharkov.ua

Двадцатое столетие ознаменовалось бурным развитием физики. Этот процесс привел к появлению в разных странах мира мощных физических школ, возглавлявшихся выдающимися учеными. Основателем замечательной школы теоретической физики в Харькове в 30-е годы был Л.Д. Ландау, а одним из его учеников - А.И. Ахиезер, воспоминаниями о котором в связи с 90-летием со дня его рождения автору хочется поделиться с читателями журнала.
 Александр Ильич Ахиезер - это целая эпоха в истории теоретической физики как в Украине, так и во всем мире. Более 60 лет он успешно работал в этой области науки. Теоретическая ядерная физика и квантовая электродинамика, физика конденсированных сред и физика элементарных частиц, физика плазмы и статистическая физика - трудно назвать раздел физики, в котором он не проводил научных исследований. Это был высокообразованный человек, который интересовался также различными вопросами других наук, социальными проблемами общества и значением религиозных текстов. Поэтому среди его работ имеются интересные статьи по вопросам истории физики, философии науки, педагогики. В беседах с ним можно было коснуться любых проблем физики или иной науки, его интересовало все, и он знал так много обо всем, что его с полным правом можно назвать энциклопедистом. Таких ученых-энциклопедистов в эпоху бурного развития науки было мало. Именно этот высокий уровень знаний, высокий уровень образованности был очень привлекателен для людей, которых он всегда словно магнитом притягивал к себе.
 А.И. Ахиезер родился 31 октября 1911 г. в городе Черикове (Белоруссия) в семье земского врача. Высшее образование получил в Киевском политехническом институте по специальности инженер-радиотехник. Однако он прежде всего интересовался физикой. Поэтому после окончания института Александр Ильич принял решение переквалифицироваться. С этой целью он приехал в Харьков в 1934 г., где в середине тридцатых годов работал выдающийся физик-теоретик Л.Д. Ландау, будущий лауреат Нобелевской премии по физике и Герой Социалистического труда.
 Заведующий теоретическим отделом Украинского физико-технического института (УФТИ) Л.Д.Ландау встретился с А.И. Ахиезером и для проверки его знаний в области физики предложил ему написать уравнения Максвелла в четырехмерной форме. В то время ответить на такой вопрос было совсем не просто, поскольку ни в одном учебнике нельзя было найти ответ на него. Не смог ответить на этот вопрос и инженер-радиотехник А.И. Ахиезер. В этой ситуации Л.Д.Ландау предложил молодому человеку другой вопрос, связанный с математикой. Для ответа на него нужно было вычислить интеграл, под знаком которого стояли радикалы. А.И. Ахиезер хорошо знал математику, которую помог ему выучить его старший брат Наум Ильич, в будущем известный математик. Он блестяще выполнил это задание, причем не использовал подстановку Эйлера, которая, как выяснилось впоследствии, не нравилась Л.Д. Ландау. Молодой специалист применил тригонометрическую замену переменной, что было во вкусе руководителя теоретического отдела УФТИ Л.Д. Ландау, который сказал, что физику молодой человек еще выучит, а его математические способности будут помогать работе в области теоретической физики. Так оно и получилось в дальнейшем, когда А.И. Ахиезер начал работать в УФТИ.
 Молодые специалисты, начинавшие работать в теоретическом отделе, которым заведовал Л.Д.Ландау, прежде всего сдавали руководителю так называемый теоретический минимум, содержавший основные разделы теоретической физики. А.И. Ахиезер блестяще сдал этот непростой экзамен, после чего Л.Д.Ландау сформулировал ему тему первой научной работы. Это была задача о рассеянии фотона фотоном, то есть о рассеянии света светом. Так с первых шагов своего научного пути А.И. Ахиезер начал работать в области квантовой электродинамики.
 После этого Александр Ильич проводил важные научные исследования в разных областях теоретической физики. Им было получено много интересных результатов, некоторые из них носят его имя. В мировой научной литературе известен механизм поглощения Ахиезера - речь идет о механизме поглощения, обусловленного модуляцией энергии квазичастицы внешним полем. С помощью этого механизма исследуются процессы поглощения энергии в твердых телах, магнетиках и плазме.
 В теории ядерных реакций хорошо известна модель Ахиезера - Померанчука, которая представляет собой метод изучения дифракционных явлений при рассеянии заряженных адронов атомными ядрами. В англоязычной литературе этот теоретический подход иногда называют моделью Ахиезера - Померанчука - Блэра, так как американский физик-теоретик Дж. Блэр в 1954 г. обобщил дифракционную теорию рассеяния заряженных частиц для описания взаимодействия легких ядер с ядрами. Ахиезером совместно с его учениками было выполнено много научных исследований, из которых потом выросли новые направления в физике. Он предсказал целый ряд ранее неизвестных физических эффектов, которые впоследствии наблюдались экспериментально.
 В УФТИ в 30-е годы работали многие известные иностранные физики, среди которых особенно привлекательны имена Георга Плачека, Фридриха Хоутерманса, Ласло Тиссы и Александра Вайсберга, основавшего в Харькове научный журнал Journal de Physique de USSR. Приезжали в Харьков и посещали институт Нильс Бор, Виктор Вайскопф и многие другие выдающиеся ученые. А.И. Ахиезер рассказывал о них много интересного. Он вспоминал, как на территории жилых домов УФТИ дети обычно встречали общительного и доброжелательного Г. Плачека стишком: "Плачек, Плачек дай калачик. Дружеские отношения с Л. Тиссой, который в послевоенные годы работал в Массачусетском технологическом институте (MIT) в Бостоне (США), сохранились у Александра Ильича на всю жизнь.
 А.И. Ахиезер защитил кандидатскую диссертацию в 1936 г., докторскую - в 1940 г., в 1958 г. его избрали членом-корреспондентом, а в 1964 г. - академиком Национальной академии наук Украины. За выдающиеся научные заслуги он был награжден правительственными наградами, ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники Украины. Он был удостоен Государственной премии Украины, академических премий имени Л.И. Мандельштама, Н.Н. Боголюбова, А.С. Давыдова, премии имени И.Я. Померанчука. Он работал до последних дней своей жизни. Премией им. А.С.Давыдова его научные работы были отмечены за 50 дней до того, как он ушел из жизни. Это был истинный ученый, который бескорыстно и беззаветно служил своему делу. Он был заражен неуемной жаждой нового знания, которое всегда приносило ему огромную радость.
 Обсуждая научные проблемы, ученый-энциклопедист А.И. Ахиезер всегда проводил параллели между различными областями физики. "Теоретическая физика едина" - это высказывание можно было часто услышать от него. А.И. Ахиезер всегда говорил молодым специалистам, что не нужно фетишизировать какую-либо одну область физики, потому что, как правило, жизнь требует от физика работы в различных научных направлениях.
 В течение своей жизни, посвященной физической науке, которую он так любил, А.И. Ахиезер окружал себя талантливой молодежью, учил молодых физиков методам научных исследований и помогал им становиться учеными высокого уровня. Он создал многочисленную школу физиков-теоретиков. Среди его учеников академики В.Г. Барьяхтар, Д.В. Волков, С.В. Пелетминский, А.Г. Ситенко, Я.Б. Файнберг, члены-корреспонденты Национальной академии наук Украины К.Н. Степанов, П.И. Фомин, много докторов и кандидатов наук. Позже у многих его учеников возникли свои собственные научные школы, известные не только в Украине, но и за ее пределами.
 А.И. Ахиезер многое передал своим ученикам - не только как физик, но и как человек высокого морального уровня. Его имя - гордость Национальной академии наук Украины, его смерть - невосполнимая утрата для науки. Он олицетворял собой Физику с большой буквы. Известные люди оставляют заметные следы в истории страны, в науке и культуре, а их жизнеописания - это тропинки, протоптанные их учениками и биографами. Лауреат Нобелевской премии Эмилио Сегре, открывший антипротон, написал замечательную книгу о своем учителе, друге и коллеге Энрико Ферми, где он так пояснил значение крупного ученого для человечества: "Мало кто помнит консула Марцелия и историю Сиракуз, но каждый знает Архимеда".
 Самое главное для учителя - уметь не завидовать успехам своих учеников, а это с возрастом всегда становится нелегкой задачей. Главным качеством учителя должна быть щедрость. Именно такая щедрость на научные идеи, мысли, поддержку своих учеников была присуща А.И. Ахиезеру.
Говорят, что знание - это то, что остается, когда забудется все заученное. Содержание же этого драгоценного остатка в значительной мере определяется учителями - их талантливостью, их умением воздействовать на своих учеников. Внушенные ими мысли и идеи, привитые ими методы рассуждений и доказательств иногда интуитивны и бессознательны, но именно они определяют стиль всей последующей работы.
 Такие люди создают вокруг себя атмосферу, в которой легко дышать, творчески работать, быть самими собой и любить друг друга. Люди такой душевной красоты, ума, доброжелательности, терпимости рождаются редко, а когда умирают, остаются в памяти тех, кто еще жив, и в сознании тех, кто будет жить потом.
 Специалисты, работавшие в разных областях физики, хорошо помнят замечательные семинары по теоретической физике в Харьковском физико-техническом институте, которыми руководил А.И. Ахиезер. Эти семинары, проводившиеся на протяжении многих лет, как правило, приводили к рождению новых идей, новых задач, новых тем исследований в разных областях теоретической физики. Было очень интересно слушать его обоснованные замечания, комментарии и мысли, которые касались различных вопросов теоретической физики. На семинарах можно было неоднократно услышать его замечательные "лирические" отступления, которые позволяли участникам семинара получать определенную эмоциональную разрядку. Кто не помнит его шутливых высказываний: "Сколько поле не квантуй, все равно получишь нуль", "Для чего попу гармонь, когда у него есть кадило". Эти высказывания он также шутливо называл важными принципами теоретической физики.
 А.И. Ахиезер полагал, что один из наиболее важных принципов научного творчества заключается в том, чтобы в научных статьях, докладах и книгах не содержалось ничего лишнего. Этот принцип является глубоким философским убеждением. Как известно, подобный принцип сформулировал еще в средние века английский философ-схоласт 14 века, сторонник номинализма Уильям Оккам: frusta plura, quod fieri potest pauciora ("незачем делать посредством многого то, что можно сделать посредством немногого"). Это утверждение известно в философии как "бритва Оккама". Именно такой подход позволяет отсекать все ненужное и оставлять только самые важные результаты научных исследований.
 Александр Ильич очень любил обсуждать со своими учениками, друзьями и другими физиками-теоретиками разнообразные научные проблемы, результаты своих научных исследований, интересовался оценками своих статей и книг всеми, кто понимал изложенные в них вопросы. К нему мог придти кто угодно для обсуждения каких-либо проблем. Разговаривая с ним по телефону, обычно можно было услышать: "Вы что-то давно не заходили ко мне, а я хотел бы пообщаться с Вами". Он любил говорить, что наука - это прекрасная "дама", но эта дама очень ревнива. Поэтому с ней надо вести себя весьма уважительно и очень осторожно.
 С 1944 по 1952 годы А.И. Ахиезер по настойчивой просьбе И.В. Курчатова работал по совместительству в Институте атомной энергии в Москве. Именно в эти годы была написана им в соавторстве с И.Я. Померанчуком первая книга в Советском Союзе по теоретической ядерной физике под названием "Некоторые вопросы теории ядра". На протяжении многих лет эта монография использовалась как учебник для изучения теоретической ядерной физики. А.И. Ахиезер написал 25 книг по разным вопросам теоретической физики, многие из них были переведены на другие языки и изданы за рубежом. Наиболее известными из них являются "Квантовая электродинамика", написанная совместно с В.Б. Берестецким и "Механика и молекулярная физика", написанная совместно с Л.Д. Ландау и Е.М.Лифшицем. Последняя книга была подготовлена к печати в 1937 г. Однако в этом страшном году был репрессирован Л.Д. Ландау, и оставшимся на свободе авторам было предложено издать книгу без соавторства с Л.Д. Ландау. А.И. Ахиезер и Е.М. Лифшиц категорически отвергли это предложение. Поэтому данная книга была издана значительно позже - в 1965 г. Книга этих авторов ждала своего опубликования 28 лет!
 В 1993 г. была напечатана небольшая популярная книга "От квантов света до цветных кварков", написанная А.И. Ахиезером и Ю.П. Степановским. Эта книга посвящена главным открытиям теоретической физики, сделанным в 20 столетии. В ней с большим мастерством изложены не экспериментальные факты, а физические идеи и мысли, значение которых в развитии науки было поистине удивительным. Эти открытия Александр Ильич называл "великими откровениями", подчеркивая этим их эпохальный характер, так как они существенно повлияли не только на развитие физики, но и на развитие всей науки 20 столетия в целом и, более того, они повлияли на философию и способ мышления людей. А.И. Ахиезер говорил, что эту книгу лучше было бы назвать "Великие откровения".
 В 1998 г. была издана книга А.И. Ахиезера "Развивающаяся физическая картина мира". В ней убедительно и доходчиво рассказано о развитии физики в течение последних 300 лет. Автор уделил внимание не только фундаментальным идеям, но и влиянию науки на человеческую цивилизацию и культуру. А.И. Ахиезер в предисловии подчеркнул, что он "писал эту книгу под влиянием восхищения перед теоретической физикой, ее идеями и методами". Таким образом, эти две книги в определенном смысле подвели итог творческой мысли ученого, отразили его взгляды на развитие физики и его любовь к этой науке.
 А.И. Ахиезер очень любил и уважал своего учителя Л.Д. Ландау, с которым его соединяла крепкая дружба, продолжавшаяся в течение всей жизни Нобелевского лауреата. Крепкая дружба соединяла его также со своими коллегами И.Я. Померанчуком, В.Б. Берестецким, с выдающимся ученым Н.Н.Боголюбовым, со многими своими учениками. Обсуждение различных научных проблем, научные дискуссии с коллегами друзьями и учениками практически всегда заканчивались проведением новых научных исследований, написанием научных статей, обзоров, книг. Этот человек обладал высочайшим уровнем самокритичности. После окончания работы над новым научным трудом от него можно было услышать: "Как Вы полагаете, нет ли в этом материале каких-либо глупостей?"
 Все, кто общался с А.И. Ахиезером, помнят его замечательные доклады и лекции. Он тщательно готовился к своим выступлениям, но также любил экспромты, так как иногда интересные мысли возникали внезапно, а его богатая эрудиция позволяла их высказать и развить даже тогда, когда он имел для этого ограниченное время. Когда А.И. Ахиезер выступал с речью или читал лекцию, казалось, что он излучает яркий свет, который распространяется именно от него, а не отражается им от других источников. Окружающих всегда поражали его интерес ко всему, его внимание ко всем, его способность все знать, все видеть, все слышать и обо всем судить.
 Свою педагогическую работу А.И. Ахиезер начал в середине 30-х годов, почти с первых шагов своей научной работы. Он сначала читал лекции студентам Харьковского электротехнического института, затем студентам Харьковского государственного университета. Проживая в Алма-Ате во время войны он соединял работу в Харьковском физико-техническом институте, который был туда эвакуирован, с педагогической работой в Казахском горном институте. А.И. Ахиезер также отдал много сил чтению лекций слушателям Артиллерийской радиотехнической академии им. Л. Говорова, которая находилась в Харькове. Педагогическая работа у него всегда соединялась с проведением научных исследований, с подготовкой научных кадров путем руководства аспирантами, адъюнктами, докторантами. На протяжении многих лет своей самоотверженной работы он подготовил многочисленную "армию" научных работников высшей квалификации, многих своих учеников привлекал к преподавательской работе.
 На протяжении нескольких десятилетий А.И. Ахиезер возглавлял в Харьковском государственном университете кафедру теоретической физики, а позже - теоретической ядерной физики, которую он создал в 1948 году. Он был одним из основателей отделения ядерной физики физико-математического факультета ХГУ, которое затем было преобразовано в физико-технический факультет. В Харьковском университете А.И. Ахиезер читал лекции более 50 лет.
 А.И. Ахиезер создал в Харьковском университете замечательную систему подготовки физиков-теоретиков широкого профиля. При такой системе молодые специалисты в период учебы изучали все разделы теоретической физики, к которым наряду с традиционными курсами относились также квантовая электродинамика и ядерная физика, физика элементарных частиц и физика плазмы, квантовая теория твердого тела и теория гравитации, а также многие другие разнообразные курсы теоретической физики. Поэтому молодые теоретики, которые специализировались по кафедре теоретической ядерной физики, после окончания университета могли работать без каких-либо затруднений в любой области теоретической физики.
 Любовь к физике была присуща и его детям - сын Илья и дочь Зоя также стали квалифицированными физиками-теоретиками. Физика пронизывала всю жизнь этой семьи. Его внуку подарили собаку, которая получила кличку Спин, когда мальчик был еще дошкольником. Сотрудники в кулуарах обычно называли А.И. Ахиезера кратко его инициалами "АИ". На юбилеях обыгрывалась эта аббревиатура, совпадавшая с названием вина, известного в Х1Х столетии в России и воспетого А.С.Пушкиным.
 А.И. Ахиезера всегда интересовали религиозные проблемы. Его привлекали любые религии - православная и католическая, мусульманство и иудаизм. Он мог обсуждать вопросы религий с верующими и служителями культов, философами и атеистами. Его часто спрашивали, верит ли он в существование бога. Ответ всегда был одинаков: "Я очень хотел бы верить в Бога, но меня этому не научили в детстве, и поэтому теперь мне не удается это сделать".
 Примерно 10 последних лет жизни Александр Ильич провел в темноте - он полностью потерял зрение. Однако даже такое большое несчастье не смогло стать препятствием для его научной работы. Обсудив с ним какой-либо научный вопрос, часто можно было услышать от него: "Теперь я Вам продиктую текст". И легко, не напрягая памяти, он диктовал и помнил все, что говорил. За эти 10 лет он инициировал выполнение целого ряда интересных научных исследований, написание научных статей, обзоров, книг. Вспоминаются великие поэты Гомер в Древней Греции и Джон Мильтон в Англии, которые писали стихи, будучи слепыми. Леонард Эйлер также ослеп, но это не помешало ему делать свои фундаментальные математические работы в уме.
 Я часто останавливаюсь на мысли, какую роль сыграл А.И. Ахиезер в моей жизни. Роль эта значительна. Его постоянное влияние на научную работу, поддержка в трудные моменты, разумные и своевременные советы, обсуждение результатов научных работ, совместные научные исследования и совместная работа над книгами - все это ободряло и позволяло двигаться вперед. С ним было приятно делиться радостью и находить поддержку в тяжелые минуты. Нужно благодарить судьбу за то, что мы жили в одну эпоху, что он был нашим современником.
 Течение науки изменяют гении-пророки, которых в истории науки было не так уже и много. Их труды бессмертны, о них пишут книги, им ставят памятники. Однако кроме них науке нужны также апостолы, которые сберегают ее огонь и разжигают его в сердцах молодых ученых. Такие люди создают вокруг себя атмосферу интеллектуальной красоты, в которой быстро расцветают таланты. К ним можно отнести П. Ланжевена во Франции, А. Зоммерфельда в Германии, П. Эренфеста в Нидерландах, Н.Боголюбова в России. Эти замечательные ученые не принадлежат одной стране или одной эпохе. Они принадлежат всему миру. Таким человеком был и Александр Ильич Ахиезер. Это была личность с выдающимися качествами, человек, который бескорыстно помогал всем, кому это было необходимо. Именно к таким людям относятся слова поэта В.А. Жуковского: "О милых спутниках, которые наш свет своим сопутствием для нас животворили, не говори с тоской - их нет, а с благодарностию - были".
До початку документа